Как трогаться на механике: пошаговая инструкция для начинающих
Основы работы с МКПП: что нужно знать перед стартом
Для начала разберемся, как устроена механическая коробка передач, в чем ее основные отличия от «автомата» и как они влияют на приемы вождения.
Как работает сцепление
Функция коробки передач — передавать крутящий момент с двигателя на колеса. В каждой коробке есть входной вал, соединенный с двигателем, и выходной вал, приводящий в движение колеса. Между ними расположено несколько пар шестерен, по числу передач. Отношение количества зубьев на двух шестернях, работающих в паре, называется передаточным числом: оно определяет, насколько быстрее или медленнее входного вала будет вращаться выходной. В каждый момент времени при движении автомобиля вращается только одна пара шестерен, соответствующая включенной передаче.
При переключении передач нужно разорвать связь между двигателем и колесами: эту роль выполняет сцепление. Оно расположено между двигателем и коробкой передач и в нужный момент отделяет входной вал от маховика двигателя. Выглядит сцепление как пара дисков, прилегающих друг к другу. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, выжимной подшипник давит на пружину, диски расходятся и начинают вращаться независимо друг от друга.
МКП устроена очень просто по сравнению с другими узлами автомобиля. С одной стороны простота продлевает срок ее работы: там особо нечему ломаться. С другой стороны, неполадки в работе МКП очень сложно заметить со стороны, пока там всё окончательно не выйдет из строя. Лучший способ продлить жизнь «механики» — бережно к ней относиться и четко соблюдать порядок действий при вождении.
Роль педалей, оборотов и трансмиссии
автомобилей с механической коробкой переключения передач есть три педали: газ, тормоз и сцепление:
- Педаль газа контролирует объем топлива, поступающий в двигатель. От этого зависит скорость автомобиля: при нажатии на газ автомобиль идет быстрее.
- Педаль сцепления нужна для переключения передачи при движении. Ее нажимают при запуске автомобиля, для включения первой передачи.
- Педаль тормоза приводит в действие тормозную систему.
Передачи переключаются для того, чтобы обеспечить работу двигателя в оптимальном режиме. Начинаем движение на низкой передаче, постепенно ее повышая. При подъеме в гору и спуске вниз передачу также рекомендуется понижать. Лучшее время для переключения на более высокую передачу — 2000−2500 оборотов для бензинового двигателя, 1500−2000 для дизельного.
С опытом у вас появится интуитивное понимание, когда пора переключать передачу. На первых порах рекомендуем следить за тахометром.
В совокупности весь комплекс узлов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к колесам, называется трансмиссией. Некоторые автомобилисты считают, что трансмиссия и коробка передач — синонимы, и они в чем-то правы: коробка — самая важная часть трансмиссии. Однако в строгом техническом смысле трансмиссия — более широкий термин.
Как правильно трогаться с места: пошаговая инструкция для начинающих
Разобравшись с устройством, перейдем к главному вопросу: как сделать так, чтобы машина при повороте ключа не заглохла, а плавно поехала в нужном направлении. Для этого выполним несколько простых шагов.
- Переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, если машина стояла на передаче. Если автомобиль был на ручнике, опустите ручной тормоз.
- Включите двигатель. Левой ногой выжмите педаль сцепления до упора, после чего переведите рычаг переключения передач в первую позицию. Вы же помните, что ваша правая нога все еще на педали тормоза?
- Начните плавно отпускать сцепление, пока не ощутите вибрацию. В этот момент прекратите его отпускать и задержите левую ногу в этой точке.
- Переставьте правую ногу с тормоза на газ. Если машина не начала движение — можно чуть-чуть добавить газу (до 1500−2000 оборотов) и очень медленно (по миллиметру) продолжить отпускать сцепление.
Если вы сделали все правильно, машина тронется и поедет. После этого можно полностью отпустить сцепление и добавить газу. Ногу со сцепления далеко не убирайте — через пару секунд уже пора будет переключаться на вторую передачу.
Как плавно трогаться на подъеме в горку и не глохнуть
Старт автомобиля с МКП на подъеме — для новичка задачка со звездочкой. Существует два основных способа трогания с места в горку: с помощью ручного тормоза и без него. Рассмотрим оба варианта.
С ручником
- Включите мотор, не опуская ручной тормоз. Рычаг переведите в нейтральное положение;
- Выжмите сцепление, включите первую передачу.
- Нажмите на педаль газа. Когда обороты достигнут 2000, начните отпускать педаль сцепления и одновременно опустите ручной тормоз.
- Начните движение.
Без ручника
- Включите мотор, одновременно нажав на педаль тормоза правой ногой. Рычаг переключения передач должен находиться в нейтральной позиции.
- Выжмите сцепление, включите первую передачу.
- Плавно отпускайте сцепление. Одновременно быстро перенесите правую ногу с педали тормоза на газ и добавьте оборотов.
- Полностью уберите левую ногу с педали сцепления и начните движение.
Частые ошибки новичков при вождении машины с МКПП
Как видите, алгоритм трогания с места на механике достаточно простой. Однако новички допускают одни и те же ошибки. Разберем наиболее распространенные.
- Резкий бросок сцепления. При этом диск сцепления ударяется о маховик двигателя, и машина глохнет. Научитесь плавно отпускать педаль при начале движения: это дело тренировки.
- Недостаточно сильный нажим на акселератор. Некоторые новички осторожничают и боятся давить на газ, чтобы машина не рванула с места. Однако при низких оборотах мощности двигателя не хватает, чтобы запустить колеса. Нужная сила нажима на педаль газа придет с опытом.
- Забыл выжать сцепление при переключении передач. От такого обращения не только глохнет двигатель, но и крошатся зубцы шестерен, сокращая срок службы коробки. Только тренировки и внимательность помогут начинающему водителю запомнить нужную последовательность действий.
Многие считают, что «механика» изжила себя, и учиться правилам вождения на ней нет необходимости. Но уметь тронуться на МКПП и проехать из точки А в точку Б — не просто полезный навык, но и огромное удовольствие. «Механика» дает гораздо большее чувство единения с автомобилем. И в ней нет ничего сложного: просто слушайте свой автомобиль и хорошенько потренируйтесь, прежде чем выезжать на проезжую часть. Самое главное: поймать точку, когда двигатель начинает передавать крутящий момент через проскальзывающее сцепление: тут пора нажимать на газ и начинать движение.
К списку статей